Перейти к основному содержанию
Войти / зарегистрироваться
Уже есть аккаунт? Войти!
Горячая линия паллиативной помощи:
Горячая линия паллиативной помощи 8-800-700-84-36 (круглосуточно)

Право на доступную среду

Доступная среда

По результатам проведенного мониторинга было обнаружено, что основная часть граждан РФ не используют свои права ввиду стереотипного заблуждения, что к маломобильной группе населения относятся исключительно люди, получившие инвалидность. Данное заблуждение не только отягощает жизнь самих граждан, но и отрицательно сказывается на здоровье нации. Что выражается в том, что с самого момента появления на свет ее новорожденные граждане ограничены в прогулках по свежему воздуху и при этом их не окрепший организм периодически получает микросотрясения - встряски при перемещении по ступенькам марша лестницы. Решение вопроса доступности имеет важное социальное значение т. к. в каждом многоквартирном доме, в каждом подъезде, имеются не только люди имеющие инвалидность и пожилые люди, но и граждане, имеющие  детей. Данная категория граждан не относится к временной, а является постоянной, по причине постоянного демографического (и прочего) изменения (пополнения/обновления) населения, что говорит о необходимости решения данной проблемы в каждом жилом доме.

Согласно: СНиП 35–01–2001, СП 35-101-2001 и др. нормативным актам: "Маломобильные группы населения (МГН) - люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К маломобильным группам населения здесь отнесены: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками и т.п."

Из чего следует, что к маломобильной группе населения можно отнести любое лицо, имеющее желание или потребность в перемещении по маршу лестницы коляски. Например: Дедушки, бабушки, тети, дяди, братья, сестры, подруги, друзья, соседи  и т. д.  – лица, оказывающие помощь по уходу за ребенком (прогулки, перемещение для временного ухода (присмотра) вне места жительства ребенка); лица, занимающиеся профессиональной деятельностью в качестве нянечек, гувернанток (в зависимости от условий договора) и т. п.; любые из вышеуказанных лиц - посетители (гости) граждан проживающих в данном жилом доме – люди (Российского, либо иностранного гражданства) с колясками. 

Вывод: Любой человек, использующий хоть инвалидную, хоть детскую коляску – относится к маломобильной группе населения.

Также по результатам проведенного мониторинга было обнаружено, что среди граждан РФ распространяется ложное утверждение, которое препятствует полноценному развитию программы «Доступная среда». Данное утверждение заключается в том, что правления жилищно - коммунальных хозяйств (далее ЖКХ) убеждают граждан в том, что запрещается обеспечивать жилые дома устройствами доступности без письменного согласия на то всех жильцов многоквартирного дома. Данное утверждение ими подкрепляется ссылкой на ст. 36 «Жилищного кодекса РФ», согласно которой любое оборудование, находящееся в жилом доме относится к общему имуществу собственников многоквартирного дома. Из чего правление ЖКХ делает предположение, а излагает его гражданам в качестве легитимного факта, якобы указанного в Жилищном кодексе РФ, о том, что увеличение имущества собственников жилья в многоквартирном доме допускается ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО с письменного согласия всех собственников жилья многоквартирного дома. При этом в «Жилищном кодексе РФ» и в «Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме» (утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491) подобного «исключительного» требования не существует. В результате, вышеуказанная ложная информация достигла огромных размеров и продолжает распространяться как из «уст в уста», так и при помощи телевиденья и сети интернет (подобные утверждения транслируются в различных телевизионных передачах и присутствуют на различных форумах), существенно подрывая Государственную программу «Доступная среда на 2011-2015 годы» и тем самым существенно ущемляя права маломобильной группы населения.

В соответствии с ч. 3 ст. 39 "Жилищного кодекса РФ" "Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации", а не собственниками жилых помещений, либо лицами, ответственными за содержание жилых домов. В соответствии с ч. 1 ст. 39 "Жилищного кодекса РФ" "Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме", ст. 158 "Жилищного кодекса РФ" "Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения". Согласно ст. 156 "Жилищного кодекса РФ" "Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства". Согласно части 30 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме" (утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491) «Содержание общего имущества обеспечивается: собственниками помещений - за счет собственных средств». При этом законодательство Российской Федерации требует обеспечить доступность пользования зданиями, строениями, помещениями. Данное требование указано в: ст. 15 ФЗ от 24.11.1995 г. № 181 – ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; пункте «в» части 10 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме" (утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491), где указано, что общее имущество должно обеспечивать "доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом". Кроме того, в соответствии с частью 1.1 ст. 161 "Жилищного кодекса РФ" "Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: …  доступность пользования помещениями". 

Согласно части 42 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме" (утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491)

 «Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором».

Согласно части 16. ст. 161"Жилищного кодекса РФ" «Лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества». 

Согласно части 23 "Всемирной программы действий в отношении инвалидов" "Любое лицо, возглавляющее какое-либо предприятие, также должно сделать его доступным для людей, имеющих дефекты. Это относится к государственным учреждениям различного уровня, неправительственным организациям, фирмам и частным лицам". Аналогичная правовая норма указана в ч. 2.2; 2.3 ст. 161 "Жилищного кодекса РФ". Данное требование также указано в Государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы, в ч. 2 раздела V. Постановлении Правительства РФ от 17.03.2011 г. №175 «О государственной программе РФ «Доступная среда» на 2011-2015 годы», согласно которому: «… организациями независимо от организационно-правовой формы в отношении объектов, находящихся в их собственности, за счет собственных средств, в соответствии с законодательством РФ осуществляется реализация следующих мероприятий: приведение состояния зданий и сооружений в соответствие с требованиями строительных норм и правил по обеспечению их доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения …». 

Беспрекословность выдвинутых государством требований по обеспечению доступной, безбарьерной среды для маломобильной группы населения подтверждается введением административных санкций на лиц, допустивших данное нарушение. Об этом указано в ст. 16 ФЗ от 24.11.1995 г. № 181 – ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", согласно которой "Юридические и должностные лица за уклонение от исполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур … несут административную ответственность в соответствии с законодательством РФ". Статьей 9.13 "Кодекса РФ об административных правонарушениях", предусмотрена ответственность за уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур в виде административного штрафа до 30 (тридцати) тысяч рублей. Кроме того, согласно ст. 7.22 "Кодекса РФ об административных правонарушениях" лица, ответственные за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, несут ответственность в виде административного штрафа в размере до 50 (пятидесяти) тысяч рублей, за нарушение правил содержания жилых помещений. А также, ст. 14.4 "Кодекса РФ об административных правонарушениях" за оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством РФ требований влечет наложение административного штрафа до 50 (пятидесяти) тысяч рублей. Также неисполнение требования о соблюдении доступности пользования жилыми помещениями относится к нарушению прав потребителей, за что п.3 ст. 14.8 "Кодекса РФ об административных правонарушениях" предусмотрена ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. Таким образом, согласие собственников помещений на установку в подъезде жилого дома технических средств доступности не требуется. Кроме того, не допустимо проводить собрания, на которых группой лиц (по принципу анархии) принимаются решения о неисполнении требований законодательства РФ. Установка устройств доступности относится к прямым обязанностям жильцов данного подъезда, а также ответственных лиц за надлежащее содержание жилых помещений. 

Следует добавить, что отсутствие доступности относится к нарушению прав потребителей, в результате чего любой потребитель (пользователь данного дома/подъезда) может подать в суд исковые требования о нарушении его прав и взыскании моральной компенсации (государственной пошлиной не облагается). Таких потребителей может быть неограниченное количество человек и подавать подобные иски они могут по нескольку раз (что называется "по кругу"), пока ответственное лицо за содержание жилого дома не снабдит вверенный ему дом устройствами доступности. О количестве возможных исков можно предположить исходя из того, что в Санкт - Петербурге преобладают девятиэтажные дома, в среднем 12 - 14 подъездов, в каждом подъезде по 4 квартиры, в каждой проживает в среднем по 3 человека. Итого: 9 х 13 х 4 х 3 = 1404 человек. Принимая во внимание, что в данном случае для возбуждения судебного процесса не нужно нести материальные расходы, а также не обязательно присутствовать в зале суда (применить дистанционный способ), а всего лишь достаточно отправить одно письмо и в результате получить денежную компенсацию, не сложно предположит количество предполагаемых исков (легкого обогащения). При этом, не стоит забывать о том, что оплата исковых требований будет производиться из бюджета жилищного хозяйства, то есть из средств всех собственников жилья. В итоге, из-за отсутствия устройства доступности пострадают не только ответственные лица за содержание жилых домов, но и все жители многоквартирного дома.

Также было обнаружено, что нуждающейся маломобильной группе населения отказывают в создании условий доступности в подъезде жилого дома ссылаясь на невозможность установки в подъезде ПАНДУСА, требования к которому  регламентируется в СП 59.13330.2012. Данные отказы также не законны. В законодательстве РФ отсутствует ограничение на ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ обеспечение жилых домов исключительно пандусами. Данное ограничение является самовольным, не основанном на законе решением должностных лиц, не желающих (либо введенных в заблуждение) в добровольном порядке исполнять ТРЕБОВАНИЯ законодательства РФ  по созданию доступной среды для маломобильной группы населения. Законодательство РФ (как и законодательство других стран) требует обеспечить БЕСПРЕПЯТСТВЕННЫЙ ДОСТУП для маломобильной группы населения к зданиям и помещениям. Данное требование указано во всех Федеральных законах и нормативных актах, относящихся к «Доступной среде», в связи с чем не имеет смысла ссылаться на длинный перечень наименований этих документов, а всего лишь достаточно напомнить, за что именно была введена административная ответственность: ст. 9.13 «Кодекса РФ об административных правонарушениях» «Уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей». При этом, стоит также заметить, что нормативные акты РФ по «Доступной среде» содержат требование по обеспечению жилых домов и помещений любыми устройствами доступности, в том числе вспомогательными устройствами, движение по которым допускается при помощи сопровождающего. Например:  Согласно части 5  СП 59.13330.2012 Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 «В зданиях и сооружениях должны быть обеспечены для МГН условия использования в полном объеме помещений для безопасного осуществления необходимой деятельности самостоятельнолибо при помощи сопровождающего, а также эвакуации в случае экстренной ситуации». п. 4.3 СП 35-102-2001 «Для массового жилищного строительства, а также для условий реконструкции, как минимум, достаточно обеспечить доступность движения (в том числе и с сопровождающим) инвалида на кресле-коляске от входа в здание до этажа проживания (квартиры, жилой ячейки), причем рекомендуется применять, помимо пандусов, также их заменители (например, колейные аппарели), в том числе и с увеличенными уклонами, по которым передвижение будет осуществляться с посторонней помощью». Таким образом, требования правительства РФ о доступной среде не ограничивается установкой ПАНДУСОВ, а распространяется на оснащение жилых домов и помещений любыми устройствами доступности.
 
Кроме того, было обнаружено, что должностные лица, а также руководители и различные специалисты, уклоняясь от исполнения требования правительства по созданию доступной среды для маломобильной группы населения, в своих отказах по установке устройств доступности в жилых домах (введенных в эксплуатацию до 2001 г.), не правомерно ссылаются на СНиП 35–01–2001, как не позволяющий им оборудовать подъезд дома устройством доступности. Данный отказ не правомерный и следовательно не законен. Данный вывод основан на том, что СНиП 35–01–2001 «…предназначен для проектирования, строительства и реконструкции зданий и сооружений…». Следовательно, применение данного нормативного акта к жилым домам введенных в эксплуатацию до 2001 г. распространяется только на здания подлежащие РЕКОНСТРУКЦИИ. Данный нормативный акт принят и введен в действие с 1 сентября 2001 г. постановлением Госстроя России от 16 июля 2001 г. № 73, вследствие чего распространяется на ПРОЕКТИРОВАНИЕ и СТРОИТЕЛЬСТВО жилых зданий и промышленных помещений, подлежащих проектированию, строительству и следовательно вводу в эксплуатацию с 16 июля 2001 г. Соответственно действие СНиП 35–01–2001 на жилые дома, введенные в эксплуатацию до 2001 г. не распространяется. Кроме того, согласно письма ГОССТРОЯ России (ФАУ «ФЦС») от 19.06.2013 г. № 428/ф своды правил (СП) носят не обязательный, а рекомендательный характер. Это также относится и к сводам правил пожарной безопасности. Следовательно, МЧС России не вправе привлекать к административной ответственности за несоблюдение СП, а также демонтировать устройства доступности, если они фактически удовлетворяют требования безопасности. 
 
В дополнение к вышеизложенному следует добавить, что согласно ч. 4 ст. 4.1 "Кодекса РФ об административных правонарушениях" "Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено". А также стоит добавить, что  на основании ст. 15 закона РФ «О защите прав потребителей»; ст. 150, ст. 151 «Гражданского кодекса РФ» любое лицо, относящееся к маломобильной группе населения может в судебном порядке взыскать с ответственных лиц за содержание помещений (руководителей ЖКХ, администрации районов/города) компенсацию морального вреда из – за отсутствия в подъезде устройства доступности. 

 

Источник: пандус.com
Наверх