Перейти к основному содержанию
Войти / зарегистрироваться
Уже есть аккаунт? Войти!
Горячая линия паллиативной помощи:
Горячая линия паллиативной помощи 8-800-700-84-36 (круглосуточно)

Как правильно оформить жалобу на отказ в лекарственном обеспечении

Лекарственное обеспечение

Для начала на отказ в лекарственном обеспечении нужно написать жалобу в Минздрав области, при этом желательно получить письменный ответ. Обычно из областного Минздрава следует отказ в лечении со ссылками на отсутствие финансирования и по федеральной, и по региональной льготе. После получения такого ответа можно писать жалобу в Росздравнадзор.

Мы уже знаем, что льготные лекарства онкобольным предоставляются  по федеральной  и по региональной льготе в зависимости от статуса льготника. При этом, назначаются лекарства, входящие в  стандарт лечения и в льготные Перечни.  Напомню, что при амбулаторном лечении  основанием для получения льготных лекарств инвалидам является Федеральный  закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи», а перечень льготных лекарств содержится в  Приказе  Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18 сентября 2006 г. N 665 "Об утверждении перечня лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, куда входят  все льготные лекарства. То есть смотрите, входит ли в указанный Перечень назначенное вам лекарство.

Основанием для получения льготных лекарств гражданам, страдающим онкозаболеваниями, но не имеющим группы инвалидности,  является Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.94 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", в приложении № 1 которого указано право лиц с онкозаболеваниями на льготное получение всех лекарственных средств.  В свою очередь Перечень этих лекарственных средств содержится в  приложении к территориальной программе государственных гарантий области ( см. региональный перечень лекарств называется: «в соответствии с перечнем групп населения и категориями  заболеваний»).  

Всегда узнавайте,  входит ли в федеральный и региональный перечень назначенное вам лекарство (можно узнать в страховой компании, ТФОМС,  из приложения к  территориальной программе государственных гарантий, опубликованной в интернете вместе с Перечнями лекарств). 

Бывает, что лекарство не входит в стандарт  и в льготный перечень, но и в этом случае оно также может быть назначено пациенту по медицинским показаниям, хотя  получить его гораздо сложнее. 

Тем не менее ссылки на нормативные акты при этом следующие:

Пункт 5 статьи 37 Федерального закона  РФ от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации": «Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии».

Пункт 6 Порядка оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг (Приложение 1  к приказу Минздравсоцразвития РФ от 22 ноября 2004 г. N 255): «В случае недостаточности фармакотерапии при лечении отдельных заболеваний по жизненно важным показаниям и при угрозе жизни и здоровью пациента могут применяться иные лекарственные средства по решению врачебной комиссии, утвержденному главным врачом лечебно-профилактического учреждения» ( для инвалидов) .

Теперь почему инвалидам с онкозаболеваниями отказываться от социального пакета нельзя. Лекарства для лечения онкологии дорогостоящие и обеспечить пациента, отказавшегося от соц.пакета, лекарством по региональной льготе не всегда возможно по причине регулярного отсутствия денег у бюджета субъекта РФ. Тем более, что очень многие лица с онкозаболеваниями не имеют группы инвалидности, но при этом им требуется дорогостоящее противоопухолевое лечение, и они должны быть обеспечены льготными лекарствами в первую очередь. Хотя и на  них, как говорят в Минздравах, нет денег. Право на получение медицинской помощи и на получение льготного лекарства не зависит от финансирования. Однако ссылки на  отсутствие финансирования являются основным препятствием для получения льготного лекарства, которое врач онколог  не назначит, лечащий  врач  не выпишет рецепт , Минздрав области не закупит.  Денег  и правда, может быть недостаточно, но может быть и так, что деньги имеются, а онкопациента просто не хотят лечить и тратить на закупку дорогого лекарства  федеральные  денежные средства,  не говоря уж  о деньгах региона. Но пациентам тоже хочется жить, как, впрочем и   не жалующимся на здоровье чиновникам и врачам, которые отказывают  пациентам в лекарствах.  В таком случае онкобольные  вынуждены бороться за свою жизнь  и за гарантированное им государством лекарственное обеспечение. Некоторым это удается. Можно  в связи с этим предложить пациентам, которым отказывают в льготных лекарствах, обращаться с жалобами на отказ в лечении. 

Для начала на отказ в лекарственном обеспечении нужно написать жалобу в Минздрав области, при этом желательно получить письменный ответ. (Правда, у данного метода предварительного обращения в Минздрав есть минус -  срок рассмотрения в течение одного месяца).  Обычно из областного Минздрава следует отказ в лечении со ссылками на отсутствие финансирования  и по федеральной и по региональной льготе, что уже становится официальной  и «уважительной»  причиной отказа в лечении онкопациента.    После получения такого ответа можно писать жалобу в контролирующий лекарственное обеспечение ( правда лишь инвалидов) территориальный  орган Росздравнадзора по субъекту РФ.  Росздравнадзор  обязан  отреагировать на жалобу пациента. При получении жалобы, обычно, Росздравнадзор отсылает в Минздрав области письмо с просьбой «разобраться в ситуации, обеспечить пациента лекарством и сообщить о принятых мерах». Если, несмотря на это, льготное лекарство не получено, то жаловаться придется в органы прокуратуры. Но следует иметь в виду, что если пациент не приложил к жалобе в прокуратуру ответ из Минздрава, то прокурор перенаправит жалобу пациента в Минздрав области и все может этим закончится, поскольку Минздрав просто не ответит.  Если же  пациентом  будет приложен письменный ответ об отказе из Минздрава, то жалобу в прокуратуре обязаны рассмотреть и принять  меры прокурорского реагирования. Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации"  в статье 1  к полномочиям прокуратуры относит надзор за исполнением законов  и за соблюдением прав и свобод человека. Статья 10  предусматривает обязанность  разрешения в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений с составлением мотивированного ответа. При этом «запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются». Но, к сожалению, часто прокуратура пересылает жалобы в Минздрав области, хотя оттуда уже был получен ответ об отказе в лечении пациента, что не соответствует  статье 10 Закона о прокуратуре.

Если  в лекарственном обеспечении отказано лицу с онкозаболеванием, не имеющим группы инвалидности, то после отказа Минздрава области в лечении, жалобу нужно адресовать органам прокуратуры. Можно, конечно, написать обращение и в территориальный Росздравандзор, который контролирующих мер не примет, но может высказать свое мнение по сложившейся ситуации. Так, по одному из обращений регионального льготника в  территориальный Росздравнадзор, он  высказал свою позицию о  праве пациента с онкозаболеванием получать лекарства по региональной  льготе, что также может пригодится пациенту при дальнейших обращениях.

При написании жалобы следует  указывать, кроме фамилии и имени, также наличие группы инвалидности, где и кем назначено  лекарство ( в доказательство того, что вы его на сами себе рекомендовали по собственному желанию),  если лекарство уже предоставлялось, то указывать, сколько раз получали лекарство и при каких условиях (по льготному рецепту, в стационаре) и другую информацию. Или описать иную  имеющую место ситуацию. В жалобе указываются все адресаты, можно приложить  копию справки МСЭ,  выписной эпикриз, документы о назначении лекарства. Если  были получены ответы из Минздрава, то указать ссылки на них и приложить к жалобе в Росздравнадзор и прокуратуру. Один экземпляр  жалобы остается у заявителя, на котором ставится отметка принявшего ее органа. Жалобу можно направить и заказным письмом с уведомлением о вручении.  Копию жалобу, адресованной Минздраву области, можно направить и  в прокуратуру , что не исключает, как указано выше, направление отдельной жалобы прокурору в случае отрицательного ответа из Минздрава, имеющей другой статус. Также жалобу  в копии можно направить  уполномоченному по правам человека региона, чтобы он знал о  ситуации  с отказом в лекарственном обеспечении на территории области. Для информации – упоминаемый в тексте жалоб «субъект Российской Федерации в сфере охраны здоровья» - это Минздрав области. 

После того, как жалобы отправлены, придется ждать ответа. Иногда  бывает, что чиновники затягивают срок ответа до 1 месяца или вообще не отвечают.  Для того, чтобы  все же получить ответ и, возможно, ускорит его сроки, нельзя просто его ждать. 

По правилам делопроизводства жалобы передаются на исполнение конкретному лицу организации. Поэтому,  нужно позвонить в приемную Минздрава, Росздравнадзора. Прокуратуры  и   спросить телефон лица, которому на исполнение передана направленная Ваши жалоба. Затем позвонить исполнителю и уточнить сроки и содержание  ответа, в том числе , если на жалобу не отвечают более 1 месяца. 

Ниже приводятся образцы жалоб на отказ в лекарственном обеспечении инвалида и  на отказ в лекарственном обеспечении онкобольного , не имеющего группы инвалидности, которые можно направлять в региональный Минздрав, Росздравнадзор и  органы Прокуратуры. 

В тексте нижеприведенной жалобы основное внимание следует обращать на нормативные акты, предоставляющие право пациенту на льготное лекарственное обеспечение. 

Инвалидам и онкобольным также должны предоставлять  льготные лекарства по любому имеющемуся у него заболеванию  (в зависимости  от статуса льготника  и от  наличия лекарства в льготном Перечне). Убедившись, что назначенное Вам врачом лекарство входит в соответствующий статусу льготника Перечень, при общении с врачами, также можно ссылаться на указанные в жалобах нормативные акты. Например, требуя лекарства для лечения от гипертонии, сахарного диабета, артрита и др. 

1. Образец  жалобы на отказ в предоставлении льготного лекарства (инвалид)  

Куда: Министерство здравоохранения области 
Адрес___________________________________
Куда: Территориальный Росздравнадзор 
Адрес:__________________________________
Копия: Прокуратура ______________________
Адрес:__________________________________
Заявитель ______________________________
Адрес:_________________________________

Жалоба на отказ в предоставлении льготного лекарства

Я, Ф.И.О. 1946 года рождения, являюсь инвалидом 2 группы по заболеванию рак прямой кишки 4 стадии. В онкодиспансере № 1 г. К-ва  мне было проведено хирургическое удаление опухоли и для дальнейшего лечения на  консилиуме Онкодиспансера  № 1   05.09. 2013 года был назначен лекарственный препарат гливек (МНН иматиниб).  Но  в поликлинике № 4  г. К-ва лечащим врачом  было отказано в выписке льготного рецепта на указанный препарат. С жалобами на отказ в лечении я обращался в  Администрацию г. К-ва, в Министерство здравоохранения г. К-ва. Причиной отказа в лечении  были названо отсутствие денежных средств  на лекарства для льготников  и высокая стоимость препарата.

Считаю действия Министерства здравоохранения региона и подчиненных ему структур, отказывающих мне в лечении , незаконными на основании следующего.

В соответствии со статьей  37 Федерального закона  РФ от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская помощь организуется и оказывается на основе стандартов медицинской помощи.

На основании Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации",  Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи» инвалиды являются получателями набора социальных услуг и  имеют право на обеспечение  их по рецептам врача необходимыми лекарственными средствами  в соответствии со стандартами медицинской помощи . 

Иматиниб входит в стандарт лечения при оказании первичной медико-санитарной помощи при злокачественных метастатических и рецидивных новообразованиях ободочной и прямой кишки IV стадии (химиотерапевтическое лечение)", утвержденный Приказом Министерства здравоохранения РФ от 24 декабря 2012 г. N 1531н ".

В соответствии с Федеральным законом "О государственной социальной помощи" N 178-ФЗ от 17 июля 1999 года   полномочия Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок назначения и выписки лекарственных препаратов в рамках государственной социальной помощи осуществляется  в соответствии положениями Приказа  Министерства здравоохранения РФ от 20 декабря 2012 г. N 1175н "Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения". Согласно п.4.1. Приказа, инвалиды обеспечиваются лекарственными препаратами  в соответствии с Перечнем лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи" (утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18 сентября 2006 г. N 665). 

Гливек под МНН Иматиниб  входит в указанный федеральный Перечень   льготных лекарств , поэтому  по медицинским показаниям должен  быть  предоставлен мне по льготному рецепту  за счет средств федерального бюджета в рамках переданных субъекту РФ указанных полномочий.

Также я являюсь «региональным льготником» и при отсутствии  финансирования из федерального бюджета по программе ДЛО мне должны были  предоставить лекарство  за счет средств областного бюджета.

Об этом указано в письме  Минздравсоцразвития РФ  от 3 февраля 2006 г. N 489-ВС "Об отпуске лекарственных средств населению по рецептам врачей при амбулаторном лечении бесплатно и с 50-процентной скидкой": «при одновременном наличии права на получение лекарственного обеспечения в рамках набора социальных услуг, предоставляемого за счет средств федерального бюджета, а также в рамках льготного порядка обеспечения лекарственными средствами, предоставляемыми за счет средств субъекта Российской Федерации, граждане вправе получать лекарственное обеспечение по двум основаниям».

Перечень групп населения и категорий заболеваний для региональных льготников, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 г. N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения». В Приложении № 1  к Постановлению, указано, что  граждане, страдающие онкологическими заболеваниям, имеют право на бесплатное обеспечение по рецептам врачей всеми лекарственными средствами.

Кроме этого, злокачественные новообразования входят в Перечень  социально значимых заболеваний  (постановление Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. N 715). В связи с чем статья  16  Федерального закона  № 323-ФЗ к полномочиям  органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относит  установление мер социальной поддержки по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами .

Вышеуказанное  означает, что назначенное  льготное лекарство  мне должны были предоставить по одному из указанных оснований за счет одного из двух вышеуказанных источников финансирования . Однако противоопухолевым препаратом гливек (  МНН иманитиб)  я не был обеспечен  ни по «федеральной льготе»,  ни по «региональной льготе».

Согласно ст. 4, 10, 11  ФЗ от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", основными принципами охраны здоровья в РФ являются приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, доступность и качество медицинской помощи и недопустимость отказа в  ее оказании.  

Недостаточное финансирование  не является основанием освобождения  органа управления здравоохранением  региона от лечения пациентов , страдающих социально значимыми заболеваниями  и несоблюдение  федеральных гарантий лекарственного обеспечения льготников . Отсутствие лечения приведет к прогрессированию заболевания и неблагоприятному прогнозу  для жизни. 

На основании вышеизложенного прошу:

Принять меры к обеспечению меня жизненно необходимым лекарственным препаратом «иматиниб» на  весь курс лечения по программе «дополнительного лекарственного обеспечения» за счет средств федерального бюджета или за счет средств  бюджета региона. 

Приложение:

1.

2.

3.

Дата, подпись.

2. Образец жалобы на отказ в предоставлении льготного лекарства (инвалид)

Примечание: в жалобе приводятся  некоторые лекарственные препараты, указанные в стандартах лечения  при РМЖ и входящие в Перечень приказа № 665. В связи с чем , при написании жалобы можно выбрать лекарства, входящие в стандарт лечения и Перечень Приказа № 665 при указанном диагнозе

Куда: Министерство здравоохранения области 
Адрес___________________________________
Куда: Территориальный Росздравнадзор 
Адрес:___________________________________
Прокуратура _____________________________
Адрес:___________________________________
Заявитель _______________________________
Адрес:__________________________________ 

От кого: ________________________________

Жалоба на отказ в предоставлении льготного лекарства (инвалид)

Я,  Ф.И.О. 1965 г.р., страдаю злокачественным новообразованием молочной железы 4 стадии, являюсь инвалидом  и включена в Федеральный регистр льготников.  Для  лечения заболевания  консилиумом С - ого ОКОД  04.08. 2013г.  по жизненным показаниям мне были  назначены  лекарственные препараты паклитаксел ( МНН паклитаксел), герцептин  ( МНН  трастузумаб), золадекс ( МНН золедроновая кислота). 

Я получала лечение указанными препаратами с 24.08.2013 по 20. 11.2013 г. 

Примечание: далее  указать, где и каким образом ( амбулаторно по льготному рецепту, стационарно) получали лечение.

Однако с октября 2013 года я не получаю лечение указанными лекарственными препаратами ( примечание: указать название лекарства) ни стационарно, ни амбулаторно путем выписки льготных рецептов.  Отказ в  лечении  Министерство здравоохранения области обосновывает отсутствием  финансирования лекарственного обеспечения по федеральной  льготе ( ответ № 545  от 24. 09. 2013г).

Считаю отказ в лечении меня жизненно необходимыми мне указанными препаратами незаконным исходя из нижеследующего.

Конституция Российской Федерации в статье 7 устанавливает, что Российская Федерация  это  социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Статьей 41 Конституции РФ установлено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь  за счет средств соответствующего бюджета и других поступлений.

Согласно статье  37 Федерального  закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медицинская помощь организуется и оказывается  на основе стандартов медицинской помощи. При этом назначение и применение лекарственных препаратов…, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии»  (  п. 5 ст. 37 Основ – ФЗ № 323 ).

Препараты паклитаксел, трастузумаб,  золедроновая кислота  входят в Стандарт  специализированной медицинской помощи при первично-генерализованных и рецидивных формах злокачественных новообразованиях молочной железы IV стадии - первично; I-IV стадии – прогрессирование (утв. Приказом Министерства здравоохранения РФ от 7 ноября 2012 г. N 612н), а паклитаксел, трастузумаб  входят  в Стандарт специализированной медицинской помощи при злокачественных новообразованиях молочной железы I-III стадии ( утв. Приказом Министерства здравоохранения РФ от 9 ноября 2012 г. N 723н).

(примечание: если у пациентки стадия заболевания I-III (T1N0M0 - Т любая N3М0), то в жалобе нужно ссылаться на стандарт от 9 ноября 2012 г. N 723н).

Если  стадия, IV - первично; I-IV – прогрессирование,  то на стандарт от 7 ноября 2012 г. N 612н).

В соответствии с положениями  Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации и  Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" инвалиды, как получатели набора социальных услуг  имеют  право на получение лекарственных препаратов в рамках оказания  государственной социальной помощи  за счет средств федерального бюджета.  

В соответствии со ст. 4.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" N 178-ФЗ от 17 июля 1999 года полномочия Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.            

При этом назначение и выписывание лекарственных препаратов для льготников производится  в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18 сентября 2006 г. N 665 "Об утверждении перечня лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи» . ( Об этом указано в п.4.1 Порядка  назначения и выписывания  лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков  на лекарственные препараты , порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения, утв.  Приказом Минздравсоцразвития РФ  от 20 декабря 2012 г. N 1175н).

В Перечень приказа  Минсоцздравразвития РФ № 665 входят лекарственные препараты паклитаксел, тратузумаб, золедроновая кислота.  

Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 г. N 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» злокачественные новообразования отнесены к социально значимым заболеваниям.

Статья 16 Федерального закона  «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ  к полномочиям  органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относит  установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.     

Из указанных нормативных актов следует. что   я имею право  на получение по жизненным показаниям указанных лекарственных средств в рамках оказания государственной социальной помощи за счет средств федерального бюджета в рамках перееденных региону федеральных полномочий.

Согласно ст. 4, 10, 11 ФЗ от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", основными принципами охраны здоровья являются: приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, доступность и качество медицинской помощи и недопустимость отказа в  ее оказании.  

Недостаточное финансирование  не является основанием освобождения  органа управления здравоохранением  региона от лечения пациентов , страдающих социально значимыми заболеваниями  и несоблюдение  федеральных гарантий лекарственного обеспечения льготников . В результате необеспечения меня жизненно необходимым лекарственным средством были нарушены мои конституционное право на охрану здоровья и медицинскую помощь, социальное обеспечение в случае болезни, инвалидности, предусмотренные ст. ст. 39 и 41 Конституции Российской Федерации и вышеуказанными федеральными нормативными актами.  Отсутствие лечения приведет к прогрессированию заболевания и неблагоприятному прогнозу для жизни. 

На основании вышеизложенного прошу:

На основании вышеизложенного прошу:

1. Разобраться в  ситуации  с отказом  в лечении, принять меры к обеспечению меня Министерством здравоохранением  г. С- ва  и подчиненных ему структур препаратами трастузумаб и золедроновая кислота на весь курс лечения.

Приложение:

1.

2.

3.

Дата, подпись.

3. Региональная льгота (онкобольной без группы инвалидности) 

Примечание:  необходимо смотреть , содержится ли назначенное  или рекомендованное пациенту лекарство в приложении к территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи на соответствующий год в разделе: «перечень лекарственных препаратов, специализированных продуктов лечебного питания и изделий медицинского назначения, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты, специализированные продукты лечебного питания и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно….». В некоторых областях региональный Перечень может содержаться в отдельно принятых нормативных актах, о чем должно быть указано в программе государственных гарантий. В тексте жалобы нужно ссылаться на то, что лекарство входит в это Перечень.

Куда: Министерство здравоохранения области 
Адрес___________________________________
Куда: Территориальный Росздравнадзор 
Адрес:___________________________________
Прокуратура _____________________________
Адрес:___________________________________
Заявитель _______________________________
Адрес: __________________________________

От кого: ________________________________

Жалоба на отказ в лекарственном обеспечении по региональной льготе (онкобольная без группы инвалидности)

Я, Ф.И.О. 1971 года рождения, страдаю злокачественным новообразованием: гормонозависимый HER2-положительныйо рак молочной железы, 3 стадия.

В качестве лечения была проведена хирургическая операция и  лучевая терапия. Инвалидом не являюсь. Для продолжения лечения в Федеральном медицинском научно-исследовательском центре  (примечание: указать, были ли такие рекомендации и где _)  мне были рекомендованы и также назначены  онкологами  территориального онкодиспансера г. В-ка лекарственные препараты герцептин (МНН трастузумаб) и тамоксифен (МНН тамоксифен). Однако указанные препараты  для лечения я не получала. На мое обращение в  Министерство здравоохранения региона ( указать -устно, письменно) был получен ответ об отказе в лечении по причине отсутствия денежных средств  для лечения региональных льготников.

Считаю действия Министерства здравоохранения региона и подчиненных ему структур, отказывающих мне в лечении , незаконными на основании следующего.

Согласно статье  37 Федерального  закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» ( далее Основы)  «медицинская помощь организуется и оказывается  на основе стандартов медицинской помощи. «Назначение и применение лекарственных препаратов…, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии»  (  п. 5 ст. 37 Основ ).

Трастузумаб входит в стандарт специализированной медицинской помощи при злокачественных новообразованиях молочной железы I-III стадии (системное лекарственное, включая химиотерапевтическое, лечение») (Приказ Министерства здравоохранения РФ от 9 ноября 2012 г. N 723н ").

Тамоксифен в указанный стандарт не входит, но также должен быть мне предоставлен по медицинским показаниям на основании п.5 ст. 37 Основ.

Статья  16  Основ  к полномочиям  органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относит  организацию обеспечения лиц, страдающих социально значимыми заболеваниями,  лекарственными препаратами. Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 г. N 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» злокачественные новообразования отнесены к социально значимым заболеваниям.

Во исполнение указного, пункт 2 статьи  81  Основ  к обязанностям органов государственной власти в сфере здравоохранения относит формирование в рамках территориальной программы государственных гарантий перечня лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Законом В-ой области от 25.12.2012  № 143-ПК утверждена территориальная программа  Государственных гарантий  бесплатного  оказания населению В-ой области   медицинской помощи  2013 год и плановый период  2014 И 2015 годов. 

В Приложение 3  « Перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно…» входят  препараты трастузумаб и  тамоксифен.

Перечень групп населения и категорий заболеваний, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 г. N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения». В Приложении № 1  к нему «Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно» указано , что лица с онкозаболеваниями  имеют право на  бесплатное обеспечение по рецептам врачей всеми лекарственными средствами.

Согласно  ст. 19 Федерального закона  «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ,  каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Согласно ст. 4, 10, 11 ФЗ от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ ", основными принципами охраны здоровья являются приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, доступность и качество медицинской помощи и недопустимость отказа в  ее оказания в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи .

Статьи 41 Конституции РФ гарантирует  право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь бесплатно за счет средств соответствующего бюджета.

Таким образом, как житель  В-ой  области  я имею право на получение  включенных  в региональный перечень  препаратов трастузумаб и тамоксифен на основании    Постановления Правительства РФ № 890 и  территориальной программы государственных гарантий области на 2013 год.

Отсутствие финансирования  на обеспечение лекарственными препаратами льготных категорий граждан  не может служить законным  основанием для ограничения государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи. 

При указанных конституционных, федеральных и региональных гарантиях  на лекарственное обеспечение пациента,  со стороны медицинских работников имеет место отказ в оказании медицинской помощи   онкобольному, страдающему  социально - значимым заболеванием  ( онкологией) и являющемуся  и региональным льготником.

Лекарственные препараты трастузумаб и тамоксифен  имеет для меня жизненно важное значение, неполучение которых  в короткий срок повлечет  прогрессирование заболевания и  наступление неблагоприятных последствий для  жизни.

На основании вышеизложенного, прошу:

Принять меры к обеспечению меня органами управления здравоохранением В-ой области   и подчиненных ему им структур    препаратами трастузумаб и тамоксифен  на весь курс рекомендованного лечения.   

Приложение: 

1.

2.

3.

Подпись, дата.

4. Жалоба на отказ в предоставлении льготного лекарства   ( инвалид )

 ( если лекарственный препарат не входит в стандарт лечения и льготные перечни

Куда: Министерство здравоохранения области 
Адрес___________________________________
Куда: Территориальный Росздравнадзор 
Адрес:___________________________________
Прокуратура _____________________________
Адрес:___________________________________
Заявитель _______________________________
Адрес:__________________________________ 

От кого: ________________________________

Жалоба на отказ в предоставлении льготного лекарства  ( инвалид)

Я  Ф.И.О. являюсь инвалидом 1 группы по заболеванию: рак сигмовидной кишкиT4N2M1. Консилиумом  Н- ого ОКОД 26.02.2013г было принято решение о назначении мне препарата цетуксимаб (или же указать, что данный препарат был  рекомендован ___  где) .

Однако Министерством здравоохранения  Н - ой области в  предоставлении препарата «цетуксимаб» отказано , так как он  не входит в стандарт лечения при моем заболевании и отсутствует  в льготном федеральном перечне лекарств, а именно в перечне приказа  Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18 сентября 2006 г. N 665 "Об утверждении перечня лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи.  

Препарат «цетуксимаб» действительно не включен в мой стандарт лечения и в Перечень лекарств для федеральных льготников, утвержденный Приказом Минздравсоцразития РФ от 18 сентября 2006 г. N 665.

Однако о возможности применения  лекарств, не входящих  льготные Перечни, в частности, в перечень приказа Минсоцздравразвития РФ, указано в   п. 6 Порядка оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг ( Приложение 1  к приказу МИнздравсоцразвития РФ от 22 ноября 2004 г. N 255),  содержащий положение, что  терапевт , врач-специалист  выписывает лекарственные препараты, предусмотренные "Перечнем лекарственных средств", утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 02.12.2004 N 296 "Об утверждении перечня лекарственных средств"  в соответствии со стандартами медицинской помощи, утвержденными в установленном порядке.  В случае недостаточности фармакотерапии при лечении отдельных заболеваний по жизненно важным показаниям и при угрозе жизни и здоровью пациента могут применяться иные лекарственные средства по решению врачебной комиссии, утвержденному главным врачом лечебно-профилактического учреждения» (вместо приказа от 02.12.2004 N 296  действует вышеуказанный приказ Минсоцздравразвития РФ от 18 сентября 2006 г. N 665).

Также часть 5  статьи 37  Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ    допускает  по жизненным показаниям  предоставление лекарственных препаратов, не входящих в стандарты.

На основании указанного, лекарство, не входящее в стандарт и перечень приказа Минздравсоцразвития РФ № 665 может быть мне предоставлено по решению врачебной комиссии лечебного учреждения по жизненным показаниям.

Лекарство, не входящее  в перечень и стандарт, мне  должны предоставлять за счет средств бюджета субъекта РФ как региональному льготнику на основании  Постановления Правительства РФ от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения». Имеющееся к нему  Приложение   N 1  «Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно»  предусматривает, что  «право на бесплатное получение лекарственных препаратов имеют инвалиды 1 и 2 групп и лица с онкозаболеваниями» и что  бесплатно выписываются все лекарственные средства.

Аналогичная позиция изложена в Письме Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 3 февраля 2006 г. N 489-ВС "Об отпуске лекарственных средств населению по рецептам врачей при амбулаторном лечении бесплатно и с 50-процентной скидкой" «при одновременном наличии права на получение лекарственного обеспечения в рамках набора социальных услуг, предоставляемого за счет средств федерального бюджета, а также в рамках льготного порядка обеспечения лекарственными средствами, предоставляемыми за счет средств субъекта Российской Федерации, граждане вправе получать лекарственное обеспечение по двум основаниям.

Статья 16  Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ  к полномочиям  органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относит  установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами. Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 г. N 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» злокачественные новообразования отнесены к социально значимым заболеваниям.

Лекарственный препарат цетуксимаб  назначен  мне онкологами по жизненным показаниям и согласно действующему законодательству должен быть предоставлен мне по жизненным показаниям.  Неполучение препарата в короткий срок повлечет  прогрессирование заболевания и  наступление неблагоприятных последствий для  жизни.

На основании вышеизложенного, прошу:

1. Принять меры к обеспечению меня органами управления здравоохранением С-ой области   и подчиненных им структур препаратом цетуксимаб на весь курс рекомендованного лечения и выделить для этого необходимые денежные средства  .

 Приложение:

  1. отказ Комитета по охране здоровья населения области .
  2. решение о назначении цетуксимаба.
  3. выписка из истории болезни.

Подпись, дата.

5. Онкобольные, отказавшиеся от соц. пакета

Но если онкопациент отказался от соц.пакета, восстановить его  не успел, при  этом  он находится в инкурабельном состоянии, то можно написать жалобу на  отказ в лекарственном обеспечении по региональной льготе на основании Постановления  Правительства РФ от 30 июля 1994 года N 890 и территориальной программе государственных гарантий  области

Жалоба на отказ в лекарственном обеспечении по региональной льготе

Я ___________,   ______года  рождения, являюсь инвалидом ______ группы по заболеванию C20 Ca ректомигмоидного отдела ( рак кишечника)  с метастазами в головной мозг и множественными метастазами  в легкие.  Для обезболивания мне необходимы лекарственные препараты лазикс ( МНН фуросемид), дексаметазон ( МНН дексаметазон), кеторол ( МНН кеторолак) , трамадол ( МНН трамадол) .

 ______ я отказалась от социального пакета, в связи с чем участковый   врач поликлиники №   ______ района ______ льготный  рецепт на обезболивающие препараты не выписывает.  Однако лица, страдающие онкозаболеваниями, являются одновременно  региональными льготниками и имеют право на получение льготных лекарств за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Статьей 41 Конституции РФ установлено «право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений».

Статья  16  Федерального закона  «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ  к полномочиям  органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относит  установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами. Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 г. N 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» злокачественные новообразования отнесены к социально значимым заболеваниям.

Пункт 2 статьи  81  указанных Основ к обязанностям органов государственной власти  субъектов РФ относит формирование в рамках территориальной программы государственных гарантий перечня лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Перечень региональных льготников  в зависимости от «групп населения» и «категорий  заболеваний» содержится в Приложении № 1  к Постановлению  Правительства РФ от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами изделиями медицинского назначения", предусматривающем право лиц с онкозаболеваниями  получать  бесплатно все лекарственные средства, при этом финансирование расходов по их оплате осуществляется за счет средств субъекта РФ и иных источников, привлекаемых на эти цели.

На назначение и выписывание  лекарств   для  региональных льготников со ссылками на Постановление  Правительства РФ от 30 июля 1994 года N 890  указано  в пункте 34 Приказа Министерства здравоохранения РФ от 20 декабря 2012 г. N 1175н "Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения".

Во исполнение указанных федеральных нормативных актов на территории области действует  территориальная Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории К-ой области  на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" . 

В  ее Приложение 4  « Перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно…» входят  препараты  МНН фуросемид, дексаметазон, кеторолак , трамадол .

О праве федеральных льготников, отказавшихся от социального пакета, получать льготные лекарства по региональной льготе, разъяснено  в  письме  Минздравсоцразвития РФ  от 3 февраля 2006 г. N 489-ВС "Об отпуске лекарственных средств населению по рецептам врачей при амбулаторном лечении бесплатно и с 50-процентной скидкой".  Указано, что при одновременном наличии права на получение лекарственного, предоставляемого за счет средств федерального бюджета, а также в рамках льготного порядка обеспечения лекарственными средствами, предоставляемыми за счет средств субъекта Российской Федерации, граждане вправе получать лекарственное обеспечение по двум основаниям. В свою очередь, при отказе от набора социальных услуг за гражданами, имеющими право на лекарственное обеспечение по двум основаниям, у них сохраняется право на получение лекарственных средств, предоставляемых за счет средств субъекта РФ в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.07.94 N 890.

На основании указанных  федеральных и региональных нормативных актов лица, отказавшиеся от социального пакета, являются региональными льготниками и имеют право на получение льготных лекарств согласно территориальной программе государственных гарантий и  входящих в региональный перечень льготных лекарств .

Согласно  ст. 19 Федерального закона  «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ, каждый имеет право на медицинскую помощь в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и на облегчение боли, связанной с заболеванием доступными методами и лекарственными препаратами.

Согласно ст. 4, 11  ФЗ от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", основными принципами охраны здоровья являются: приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, доступность и качество медицинской помощи и недопустимость отказа в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий.

На основании вышеизложенного прошу:

Принять меры к обеспечению меня органами управления здравоохранением области,  подчиненных им структур указанными обезболивающими лекарственными препаратами для облегчения боли за счет средств регионального бюджета.

Приложение:

1.__________

2.__________

3.__________

Дата, подпись. 

 

Источник: Рак победим

Наверх