Перейти к основному содержанию
Войти / зарегистрироваться
Уже есть аккаунт? Войти!
Горячая линия паллиативной помощи:
Горячая линия паллиативной помощи 8-800-700-84-36 (круглосуточно)

Пандусы и другие приспособления для инвалидов

Законом определено, кто должен обеспечивать жилые дома пандусами и иными приспособлениями для инвалидов.

 

Автор: Павел Денисов, специалист социального отдела БМЧУ «Детский хоспис»

Наличие пандусов, электроподъемников и иных технических приспособлений в жилых и общественных зданиях является элементом доступной среды, которая должна быть обеспечена инвалидам и людям с ограниченными возможностями согласно нормам действующего законодательства.

Действующее законодательство

Сфера ответственности

Основания для отказа

Ответственность за невыполнение

По букве закона

Основной нормативный правовой акт, определяющий основные права и законные интересы инвалидов, Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон) гарантирует каждому инвалиду право на получение беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (ст. 15).

При этом все органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации обязаны создавать для инвалидов условия, при которых доступ к подобным объектам будет являться беспрепятственным и доступным. Законодательно определен перечень объектов, которые включаются в понятие «социальной инфраструктуры» и которые соответственно должны быть приспособлены для свободного использования инвалидами. К числу таких объектов ст. 15 Закона относит: «жилые, общественные и производственные здания, строения и сооружения, спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные и другим учреждения. Отдельно действующее законодательство гарантирует инвалидам право беспрепятственного пользования всеми видами транспорта, включая городской и пригородный, а также транспортной и дорожной инфраструктурой (с 22 мая 2016 года вступил в силу приказ Минтранса России от 01.12.2015 № 347 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств…» подробнее).

Право беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры – это в том числе и возможность получить к ним доступ. Для многих инвалидов, в первую очередь для так называемой «маломобильной группы населения» возможность пользования объектами социальной инфраструктуры напрямую зависит от попадания на них. Невозможно, например, пользоваться железнодорожным вокзалом или библиотекой, вход в здания которых оборудованы лестницами, но не имеют пандуса, электроподъемника, поручней и т.д.

Пандусы в транспорте

Таким образом, подобные технические приспособления и их наличие являются необходимым условием доступа многих инвалидов, в первую очередь – инвалидов-колясочников, к объектам социальной инфраструктуры.

Ими должны быть обеспечены, исходя из содержания и смысла законодательства о социальной защите инвалидов, любые объекты, в том числе все подъезды многоквартирных жилых домов.  При этом возведение новых объектов социальной инфраструктуры, неприспособленных к нуждам пользования инвалидами не допускается законодательно, что определено положением той же ст. 15 Закона. Если же речь идет об уже существующих, в том числе и длительное время назад построенных объектах, которые невозможно «полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов».

К сожалению, законодательно не определено, что следует относить к «минимальным потребностям инвалидов». При этом нельзя не отнести к минимальным потребностям потребность в перемещении (свобода перемещения гарантирована Конституцией РФ), посещении медицинских и аптечных организаций (право на медицинское обеспечение гарантировано Конституцией РФ), посещении образовательных организаций (право на равный доступ к образованию гарантировано Конституцией РФ). То есть возможность оказаться на улице, посещать образовательные, медицинские и социальные организации, пользоваться транспортом инвалиду должна быть гарантирована в любом случае, вне зависимости от каких-либо внешних факторов.

Далеко не всегда объекты социальной инфраструктуры оборудованы различными техническими приспособлениями или оборудованы приспособлениями, пригодными для абсолютно всех категорий инвалидов. В этом случае как сами инвалиды, так и их представители имеют полное право требовать обеспечения реализации их законных интересов, гарантированных им действующим федеральным законодательством. Особое внимание следует уделить именно тому, что данные права гарантированы инвалидам именно федеральным законодательством и Конституцией РФ, то есть они не могут быть отменены или изменены на уровне отдельных регионов или населенных пунктов и должны иметь прямое действие на территории всего государства.

Если какое-либо техническое приспособление установлено и пригодно для использования, это может послужить законным основанием для отказа в установке другого, более дорогого приспособления.

Сфера ответственности

Кто должен осуществлять приспособление объектов социальной инфраструктуры к потребностям инвалидов и осуществлять необходимое содержание и эксплуатацию технических приспособлений для инвалидов?

Законодательство определяет, что данные действия ложатся полностью на собственников и иных правообладателей объектов социальной инфраструктуры. То есть, например, в городской поликлинике вопрос установки пандуса или обеспечения работы электроподъемника должен решаться самой поликлиникой за счет выделяемых ей бюджетных средств. В частном магазине доступ инвалидов осуществляется администрацией магазина и (или) собственником здания, в котором расположен магазин, если магазин занимает помещения на основании договора.

Пандусы доступная среда

В отношении многоквартирных жилых домов вопрос о распределении ответственности за установку и эксплуатацию технических приспособлений для инвалидов решается в зависимости от формы управления жилым домом. В общем порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, которым утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, «Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором» (п. 42). Таким образом, определено не только кто должен обеспечивать жилые дома пандусами, электроподъемниками и иными техническими приспособлениями для инвалидов, но также и устанавливается возможность привлечения соответствующих лиц и организаций к ответственности.

При этом законодательно не установлено, какими именно должны быть технические приспособления, обеспечивающие доступ инвалидам к объектам социальной инфраструктуры. Главное – чтобы этот доступ был обеспечен и инвалиды могли при помощи таких технических приспособлений осуществлять свободное пользование объектами социальной инфраструктуры. Например, для доступа в подъезд жилого дома можно установить дорогой, в том числе в эксплуатации, электроподъемник, а можно откидной или съемный пандус. При этом если какое-либо техническое приспособление установлено и пригодно для использования, фактически это может послужить законным основанием для отказа инвалиду в установке другого, более дорогого технического приспособления. Так наличие надлежащим образом сделанного пандуса, отвечающего всем установленным требованиям, является основанием для отказа в установке электроподъемника.

Не допускается самостоятельное переоборудование объекта социальной структуры и оборудование его техническим приспособлением для нужд инвалида кроме тех случаев, когда речь идет о частном одноквартирном жилом доме.

Любые действия по установке технических приспособлений должны быть официально согласованы и осуществляться специальными службами, действующими в интересах собственника соответствующего объекта социальной инфраструктуры. При этом само техническое приспособление для нужд инвалида должно иметь сертификат безопасности, подтверждающий его применимость для объектов социальной инфраструктуры. То есть не допускается и изготовление, например, самодельных пандусов эксплуатирующими жилые дома организациями, без последующего прохождения сертификации  изготовленных пандусов до фактического их введения в эксплуатацию.

Допустимые характеристики всех технических приспособлений для нужд инвалидов определяются СНиП 35‑01‑2001 и СП 35‑101‑2001. Ими определены предельные углы наклона пандусов, наличие площадок перед ними, наличие и характеристики поручней и покрытия и т.д.

Если тот или иной объект социальной инфраструктуры, которым желает пользоваться инвалид, не отвечает потребностям инвалида и его использование инвалидом затруднено (приходится поднимать коляску вместе с инвалидом при помощи посторонних лиц) или невозможно вовсе, необходимо подавать официальное письменное обращение в орган (организацию или лицу), осуществляющий эксплуатацию данного объекта. Заявление может быть подано как самим инвалидом, так и любым лицом, действующим в его интересах: законные представители (родители детей-инвалидов) или договорные представители (любые лица, действующие по доверенности). Для подачи электронных обращений доверенность не требуется.

Основания для отказа

На любое официальное письменное обращение отправитель в течение 30 дней с даты получения обращения адресатом должен получить официальный письменный ответ. Если ответ отказной, то отказ должен быть мотивированным, при чем мотивировка должна являться объективной. То есть мотивировать отказ в установке пандуса тем, что объект социальной инфраструктуры находится в другом районе города и инвалид-заявитель не сможет до него добраться, нельзя.

Также нельзя мотивировать отказ отсутствием финансовых возможностей (должного финансирования). Подобные отказы неправомерны, так как ставят инвалидов в зависимость от условий работы какого-либо органа (организации), а не от объективного требования законодательства. То, что конкретной поликлинике не выделено финансирование на установку пандуса, не отменяет право инвалида пользоваться всем комплексом услуг, которые предоставляет данная поликлиника и если поликлиника не может обеспечить инвалиду возможность получать все необходимые услуги в другом формате (например, надомно), то ссылка на недофинансирование является ненадлежащей. Подобные отказы можно обжаловать в вышестоящие органы или в органы, осуществляющие защиту прав и законных интересов инвалидов (например, в Министерство труда и социального развития РФ или аналогичные органы государственной власти субъектов РФ).

Электроподъемник для инвалидной коляски

На практике часты случаи, когда отказ в установке технических приспособлений для нужд инвалидов обосновывается нормами СНиП. СНиП – строительные нормы и правила, это не закон и не общеобязательное для всех граждан правило. СНиП устанавливается только для строительных и связанных с ними вопросов (реконструкция, ремонт, восстановление и т.д.).

При отказе инвалидам наиболее часта ссылка на СНиП 35–01–2001. При этом необходимо знать, что согласно СНиП 35‑01‑2001 подъезд многоэтажного дома должен быть оборудован техническим средством доступности для инвалидов. В тексте СНиП 35‑01‑2001 говорится об условиях и порядке оборудования подъезда жилого дома пандусами, электроподъемниками и т.д. И при этом сам СНиП 35‑01‑2001 , согласно его тексту, принят в 2001 году и «…предназначен для проектирования, строительства и реконструкции зданий и сооружений…», то есть не может быть использован в отношении любого объекта, построенного или реконструированного до 2001 года. Таким образом, отказ в установке технических приспособлений для инвалидов со ссылкой на СНиП 35‑01‑2001 по сути также неправомерен, так как Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» вступил в силу с 1996 года и согласно ему, как отмечалось выше, все вновь возводимые объекты социальной инфраструктуры должны быть обеспечены техническими приспособлениями для нужд инвалидов.  Обжаловать отказы, основанные на ссылке на СНиП 35‑01‑2001, необходимо в том же порядке, что указан выше.

В случае, если управляющая жилым домом организация, органы местного самоуправления и органы государственной власти, в том числе, жилищная инспекция отказывают инвалиду или его представителю в реализации права на свободный доступ к объектам социальной инфраструктуры и получены письменные официальные отказы (отписки и ссылки на недофинансирование также следует считать отказами), инвалид или его представитель имеют право обращаться за защитой своих интересов в прокуратуру или в суд.

В зависимости от региона нахождения жилого дома и формы управления им функции по принятию решения об установке и эксплуатация технических приспособлений для нужд инвалидов могут приниматься различными организациями: это может быть ТСЖ, ГБУ «Жилищник», ДЕЗ, ЖЭК и т.д. При этом действующее законодательство не содержит требования о необходимости сбора подписей собственников помещений в жилом доме под согласием на установку технического приспособления для нужд инвалидов, такая процедура является излишней и требование ее обязательного проведения со стороны организаций, органов местного самоуправления и государственной власти незаконно.

При этом при написании жалобы желательно ссылаться не только на перечисленные выше положения Конституции РФ, Закона и СНиП 35‑01‑2001, но также и на региональные законы и постановления, гарантирующие инвалидам право свободного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Подобные акты приняты во всех без исключения субъектах Российской Федерации.

Не хотите – заплатите

За уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры налагается административный штраф.

В соответствии с положением п. 42 Постановления Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 «Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором».

Согласно ст. 16 Закона «Юридические и должностные лица за уклонение от исполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Кодексом об административных правонарушениях РФ (КОАП) устанавливаются следующие виды ответственности:

- Ст. 7.22 – Нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений -  административный штраф на должностных лиц в размере 4 000 – 5 000 руб.; на юридических лиц 40 000 – 50 000 руб.;

- Ст. 9.13 - Уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур - административный штраф на должностных лиц в размере 2000 – 3000 руб.; на юридических лиц – 20 000 – 30 000 руб.

Наверх